О региональной системе оценки качества образования (РСОКО)
Реализация задачи обеспечения условий для удовлетворения потребностей общества в качественном образовании, создания эффективных механизмов регулирования и управления в образовательной сфере диктует необходимость искать новые подходы в управлении образовательной деятельностью, апробировать разные модели оценки качества образования на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.
Эффективно управлять качеством образования можно при условии, если будут созданы открытые информационные потоки на всех уровнях образовательной системы. Важно понимать, что приоритетом в управлении качеством образования сегодня является создание такой системы оценки, когда основными потребителями информации об образовательном процессе и его результатах становятся непосредственные его участники: региональные и муниципальные органы управления образованием, администрация образовательного учреждения, педагоги, ученики, родители. Таким образом, сбор, обработка, интерпретация информации о качестве образования обеспечивает в то же время развитие самой системы образования.
Принятие эффективных решений возможно при условии получения объективных, оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных о качестве образования.
К настоящему времени сложились следующие направления оценки качества образования:
государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений, включая единый государственный экзамен и независимую итоговую аттестацию в новой форме; лицензирование и аккредитация образовательных учреждений и аттестационное тестирование учащихся; самообследование, самоанализ деятельности образовательных учреждений в рамках аккредитационных процедур; профессиональная аттестация педагогов; общественно-государственная экспертиза деятельности учреждения и педагогической деятельности в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»; мониторинг уровня обученности разного уровня на основе проведения диагностики образовательных достижений учащихся (стартовый, рубежный и итоговый контроль качества обучения по различным общеобразовательным предметам); внутришкольный контроль, направленный на определение уровня обученности и социально-психологического развития учащихся. РСОКО Липецкой области разбита на 5 групп по типам учреждений системы образования региона (перейти на страницу загрузки критериев):
дошкольное образование; общее образование; дополнительное образование (муниципальный уровень); государственная поддержка детства и дополнительное образование (региональный уровень); начальное и среднее профессиональное образование. В каждой группе критерии оценки разбиты на три блока:
Блок 1: качество образовательных услуг; Блок 2: качество условий организации образовательной деятельности; Блок 3: качество результатов образовательной деятельности. Для всех показателей определены единицы измерения, весовые коэффициенты и эталонные значения. Существующая на данный момент система состоит из 102 критериев и 703 параметров.
Вся эта перечисленная информация внесена в программный продукт, который позволит в определенной степени автоматизировать обработку собранной информации и интерпретацию полученных результатов в виде графиков, диаграмм.